Президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко обратился к народным депутатам Украины с просьбой законодательно урегулировать ситуацию, которая сложилась на рынке автокредитования с регистрацией и снятием с учета транспортных средств, которые находятся в залоге или приобретены на средства кредита.

Как объясняют в АУБ, подзаконные нормативно-правовые акты, которыми руководствуются органы ГАИ, не учитывают специфику субъектов данных отношений, нарушают права кредитора (залогодержателя) и гарантии их обеспечения, которые закреплены в Гражданском кодексе Украины, Законах Украины «О залоге» и «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений».

Среди ряда проблемных вопросов, в частности, несогласованность относительно снятия транспортного средства с учета между положениями Закона Украины «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений», которые предусматривают право кредитора свернуть взыскание на предмет залога в досудебном порядке, и Порядком государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета транспортных средств, утвержденным Постановлением КМУ № 1388 от 07.09.1998р., которое не закрепляет механизм реализации данного права.

В результате,— отмечают в АУБ,— банк не может получить транспортное средство, право собственности на который, в соответствии со ст.ст. 28, 29, 30 Закона об обеспечении требований кредиторов должен перейти к кредитору.

Как отмечают банкиры, работники ГАИ МВД Украины в момент проведения государственной регистрации транспортных средств не вносят в графу «Особенные отметки» свидетельства о регистрации транспортного средства запись «кредит банка» даже при наличии письма банка о необходимости внесения такой отметки. Это дает возможность недобросовестным заемщикам повод для осуществления следующих действий: несогласованное с банком, как с залогодержателем, и неправомерное снятие залогового транспортного средства с государственной регистрации в ГАИ с целью реализации; несогласованная с банком передача транспортного средства в пользование третьим лицам на основании договора аренды или нотариальной доверенности; вывоз транспортного средства за государственную границу с целью укрывательства от банка как залогодержателя; отчуждение транспортного средства, которое находится в залоге и т. п.

В связи с этим предоставление кредита под залог транспортного средства становится одним из наиболее рискованных видов кредитования, которое крайне негативно влияет на развитие рынка и возможность предоставления банками услуг по кредитованию под залог транспортных средств в Украине.

По этой причине АУБ, в рамках инициатив Президента Украины относительно усиления борьбы с коррупцией, обратилась к народным депутатам с просьбой способствовать решению проблемы гармонизации законодательства и устранения существующих коррупционных схем вокруг этого вопроса.

В частности, АУБ предлагает внести в Порядк государственной регистрации автомобилей уточнения относительно внесения в свидетельство о регистрации транспортных средств отметки о залоге транспортного средства на основании договора залога (аналогичный порядок предусмотрен для лизингодателей). Также АУБ предлагает дополнить Инструкцию о проведении исполнительных действий нормой о праве государственного исполнителя выносить постановление о снятии транспортного средства с учета в связи с его продажей и предусмотреть источник для оплаты снятия транспортного средства с учета.

Подала АУБ и предложения относительно устранения несоответствия подзаконных актов Минюста законам «Об ипотеке» и «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» в части соответствия способам обеспечения, установленного данными законами, которые предусматривают право перехода заложенного имущества кредитору в собственность во внесудебном порядке в случае наступления определенных условий.

Источник: Ассоциация украинских банков