Автокредиты выходят на докризисный уровень. Снижая ставки кредитования, банки до сих пор не могут выйти на прежние показатели, всё еще выставляя жесткие требования к заемщикам.

«Кредит на покупку нового автомобиля я оформил весной прошлого года. Выбора тогда особо не былов салоне мне предложили три банка на мое усмотрение, а ссуду я получил там, где требования к первоначальному взносу были «человеческими», то есть не 40–50 процентов, а 30 процентов от стоимости авто», — рассказывает киевлянин Иван Дремко. По его словам, тогда он не мог отказаться от заемной покупки: автомобиль был очень нужен ему для работы, вот и приходится теперь платить 26% годовых. «Если б знал, что в этом году столько банков начнут выдавать кредиты, а ставки по ним так покатятся вниз, то, пожалуй, подождал бы немного», — говорит Дремко, раздумывая, не перекредитовать ли ему покупку в каком-то другом финучреждении, под более выгодные условия. И это реально — после двух лет затишья автокредиты снова в моде. Доля машин, приобретенных в кредит, увеличилась с пяти процентов в начале 2010-го до 11% в декабре того же года. Банкиры прогнозируют, что в среднем по стране этот показатель в 2011-м вырастет до 17%.

«На рынке происходит явное оживление кредитных программ, банки увеличивают свои предложения. Процентные ставки в условиях жесткой конкуренции постепенно снижаются. Сроки и авансовый взнос сейчас достигли своих лучших показателей. Теперь основными конкурентными преимуществами станут скорость предоставления решения по кредиту и прозрачность условий для клиента», — считает начальник управления массового рынка Укрсоцбанка Любовь Сыроватская.

Кто не в списке

Сегодня авто в кредит предлагают более 20 финучреждений. Причем, если до кризиса основными игроками рынка были 15 крупнейших банков, то сегодня расстановка сил изменилась. Дело в том, что у многих фининститутов в портфелях скопилось огромное количество проблемной задолженности именно по сегменту кредитов на покупку автомобилей. Поэтому сейчас далеко не все ранее активные игроки готовы рисковать. По наблюдению «Эксперта», покинули рынок автокредитования «Райффайзен Банк Аваль», а также Надра Банк и Родовід Банк. Только на минувшей неделе в полной мере возобновил автокредитование ПУМБ. Активно продвигают автокредиты такие игроки, как ОТП Банк, Индэкс-Банк, VAB Банк, ВТБ Банк, Universal Bank, Эрсте Банк, Банк Кипра, Укрсоцбанк, Астра Банк. После кризиса первыми на рынок вышли те финучреждения, которые ранее не делали акцент на автокредитовании, то есть те, у кого нет большого портфеля просроченной задолженности. И только сейчас на рынок начинают выходить крупные игроки, которым важно не потерять свою долю рынка.

Кризис изменил отношение банков к автокредитованию, что повлияло на требования и к заемщикам, и к приобретаемым автомобилям. «Никто не предлагает сегодня нулевые авансы, и в нынешнем году вряд ли такие предложения появятся вообще. Ведь во время кризиса в первую очередь перестали платить клиенты, бравшие ссуды с нулевым первоначальным взносом», — говорит директор департамента маркетинга розничного бизнеса VAB Банка Антон Шаперенков. По его словам, банки начали активно кредитовать с автомобильных марок, которые относятся к среднему ценовому сегменту и выше среднего, и уже потом подключили к продажам ссуд на авто нижнего сегмента. Впрочем, финучреждения осторожно относятся к кредитованию недорогих машин. А некоторые и вовсе не выдают ссуды на покупку дешевых автомобилей (производства Китая и стран СНГ) — это, в частности, относится к УкрСиббанку и ОТП Банку.

Кто получит

Более жесткие требования к заемщикам, оформляющим кредит, по сравнению с докризисными замечены во всех банках. «Я планировала купить недорогую машину китайского производства, причем, 40 процентов от стоимости авто для первоначального взноса у меня есть. Но в салоне сказали, что мне нужен поручитель, поскольку моя официальная зарплата составляет всего 2500 гривен», — рассказывает «Эксперту» киевлянка Елена Степовая. Сегодня мало кто из банков готов рассматривать неофициальные доходы — слишком свежи воспоминания о повальных неплатежах по кредитам в прошлом и позапрошлом году. «В расчет финансового состояния принимаются только подтвержденные доходы, которые должны позволять качественно обслуживать кредитную задолженность. Помимо этого, зачастую в качестве дополнительных гарантий принимается поручительство близких родственников», — пояснил эксперт по кредитным продуктам розничного банкинга Укргазбанка Виталий Годун. Официального дохода заемщика должно хватать не только на погашение займа и процентов по нему, но и на основные текущие расходы. Правда, при расчете максимальной суммы кредита банки учитывают совокупные доходы и расходы клиента и членов его семьи.

Изменились и требования к самой справке о доходах, которая выдается заемщику по месту работы. Как и раньше, она должна включать доходы за последние шесть месяцев, однако теперь некоторые финучреждения требуют, чтобы работодатель сообщил в документе о том, что в течение этого периода не было никаких задержек в выплате зарплаты. Кроме того, заемщик должен иметь постоянную работу, позитивную кредитную историю, а во время заключения кредитного договора ему должно быть больше 21 года и меньше 60 лет на момент истечения срока кредита.

Цена вопроса

Максимальный срок нынешних автокредитов — пять-семь лет, а минимальный первоначальный взнос — 20–30%. Как и раньше, чем меньше срок кредита и чем больше аванс, тем ниже процентная ставка. В среднем по программам автокредитования сегодня номинальные ставки составляют около 17–20% годовых в гривне. За последний год цена автокредитов была снижена банками на шесть-восемь процентных пунктов. Дальнейшее удешевление стоимости займов зависит от политики финучреждений на рынке депозитов, общей макроэкономической ситуации и желания конкретных банков нарастить долю рынка. Учитывая, что депозиты едва ли будут дешеветь — банкиры массово заявляют о том, что падать ставкам дальше некуда, — можно предположить, что автокредиты в течение 2011-го подешевеют лишь на один-полтора процентных пункта. Однако это касается стандартных программ автокредитования. Ведь, развивая автокредиты, фининституты стремятся привлечь как можно больше клиентов автосалонов. Для этого с автодилерами подписываются договора о сотрудничестве и разрабатываются так называемые специальные условия под конкретный автосалон. Например, у ОТП Банка есть акционная программа кредитования автомобилей Volkswagen совместно с компанией «Автосоюз», когда при первоначальном взносе в 40% и сроке кредита не более одного года процентная ставка составит 4,99% годовых. ВТБ Банк предлагает при покупке в кредит автомобиля (в автосалонах «ВиДи Групп») ставку на уровне 7,88% годовых. Подобные акционные программы сегодня есть у большинства игроков рынка. Они направлены как на увеличение количества заемщиков, так и на рост продаж автомобилей в точках дилеров.

Традиционно финучреждения заманивают клиентов кредитами «под ноль процентов». Это маркетинговая стратегия по привлечению клиентов, а не реальное предложение бесплатного кредита. «Устанавливая ставку ноль процентов, банки добирают доходность комиссиями как за обслуживание кредита и перечисление средств на счет автосалона, так и с помощью компенсации со стороны дистрибуторов или страховых компаний», — уверен Виталий Годун из Укргазбанка. Иногда предложение «нулевого» займа связано с краткосрочной программой автокредитования. «Такие кредиты фининституты оформляют на короткий период, как правило, на один год. Они предусматривают уплату заемщиком большого первоначального взноса за автомобиль, что уменьшает риски банка, поскольку клиент вряд ли перестанет погашать такую ссуду», — отмечает заместитель директора департамента розничных продуктов ВТБ Банка Владимир Буданов.

Конкуренция в плюс

Эксперты прогнозируют, что начавшийся осенью минувшего года бум на рынке автокредитов продолжится и в 2011-м. В результате количество программ банков и игроков рынка существенно возрастет. Кроме того, финучреждения всё чаще будут предлагать программы кредитования покупки авто, бывших в употреблении. Новый Налоговый кодекс упростил процедуру продажи подержанных автомобилей: если раньше при реализации машины через автосалон продавец должен был уплатить налог с дохода физлиц в размере 15% стоимости авто, то сейчас — только один процент. Уже с десяток крупных автомобильных компаний предлагают покупателям пригнать старый автомобиль и обменять его с доплатой на новенькое авто (по системе trade-in). Потребности автосалонов не смогут не сказаться на кредитной политике банков, поэтому в перспективе будет появляться всё больше программ кредитования подержанных машин. Сегодня таких программ на рынке не более восьми, а процентная ставка зашкаливает за 22% годовых.

Изменятся в этом году и условия по автокредитованию. «Снижение стоимости привлеченных пассивов и рост конкуренции за платежеспособного клиента приведет к тому, что банки в среднесрочной перспективе будут корректировать процентную политику, снижая ставки по новым кредитам и требования по уровню первоначального взноса», — считает председатель правления Дочернего банка Сбербанка России Игорь Юшко. В борьбе за клиента фининституты будут стараться внедрять как можно больше совместных с автодилерами программ, ведь почти каждая крупная автомобильная фирма работает с 10–15 банками. А, значит, у клиента неплохой выбор. Растущая конкуренция заставит финучреждения снизить размер первоначального взноса до десяти процентов, а процентные ставки — до 15,5–17% годовых. Вполне вероятно, что уже во второй половине года на рынке окажется не один десяток банков, готовых учитывать неофициальные доходы заемщика.

Риск–доходность

Владимир Буданов, заместитель директора департамента розничных продуктов ВТБ Банка:

— В период кризиса банки пересмотрели свое отношение к потребительским кредитам. Основной проблемой портфелей автокредитов, как и розничных портфелей в целом, был валютный риск, который лег на плечи заемщиков. Сегодня финучреждения кредитуют покупку автомобиля только в национальной валюте и более взвешенно подходят к оценке платежеспособности клиента.

Банки понимают, что автокредиты — это продукты с необходимым соотношением взаимосвязанных риска и доходности. Потребительский бланковый кредит несет в себе высокий риск, связанный с отсутствием обеспечения, тогда как автокредит является обеспеченным и более дешевым, чем потребительский.

В 2011 году будут меняться размер первоначального взноса и сроки кредитования. Впрочем, на мой взгляд, существенного изменения процентных ставок не предвидится.

Изменения на рынке будут связаны в первую очередь с выходом новых участников, которые для укрепления своих позиций станут предлагать более выгодные условия. Однако уже сейчас можно говорить об определенном «потолке» условий, которые не будут меняться. Банки станут кредитовать покупку авто с максимальным сроком в семь лет, предоплата вряд ли составит менее десяти процентов, а средний по рынку первоначальный взнос — 15–20 процентов.

Ставки будут падать

Юрий Руденко, старший эксперт отдела рыночной аналитики УкрСиббанка BNP Paribas Group:

— Ставки по автокредитам продолжат начатую в 2010 году тенденцию к снижению, хотя и не такими быстрыми темпами, как в прошлом году. Можно ожидать уменьшения средней ставки в пределах двух-двух с половиной процентных пунктов за первое полугодие 2011-го, что в полной мере отражает нынешнее состояние дел на рынке пассивов для банков, предоставляющих такие кредиты. Конечно, с последующим удешевлением стоимости ресурсов финучреждения будут продолжать снижать и ставки на автокредиты.

Наибольшими темпами сегодня дешевеют краткосрочные кредиты, с авансами в размере 50 процентов и выше. То есть с уменьшением рисков для фининститутов снижаются и ставки кредитования для клиентов. К концу весны не стоит ожидать кардинальных изменений по условиям кредитования. В то же время сейчас несколько банков продолжают увеличивать сроки и уменьшать процент авансового платежа, тем самым привлекая всё больше клиентов.

Количество финучреждений, предлагающих автокредиты, с каждым месяцем растет, что, в свою очередь, повышает уровень конкуренции.

Удобный, но дорогой лизинг

Антон Шаперенков, директор департамента маркетинга розничного бизнеса VAB Банка:

— За последние полгода количество банков-игроков рынка автокредитования увеличилось в разы. При этом активность и состав игроков первой пятерки почти не изменились. Новые участники выходят с менее агрессивными планами. Ставки на рынке снижаются, поскольку уменьшается стоимость ресурсов в целом по банковской системе.

При автодилерах работает немало лизинговых компаний. Таким образом дилеры «отнимают» часть потока клиентов, нуждающихся в привлечении финансирования. Навскидку можно сказать, что лизинговые компании «оттягивают на себя» около пяти-десяти процентов продаж автомобилей в кредит. Наибольшее преимущество на рынке у тех игроков, которые могут предложить кредитный и лизинговый продукт в комплексе, обеспечивая клиенту возможность выбрать наиболее приемлемый для него способ приобретения машины. Если тот захочет снять с себя вопросы сервисного сопровождения по покупке авто и переложить это на лизинговую компанию, то, безусловно, лизинговый продукт для него окажется более удобным. Но при этом он должен понимать, что за пакет дополнительного сервиса — что вполне логично — ему нужно будет доплатить.

По материалам: Эксперт.UA