Лизинговая отрасль проявляет все признаки выздоровления после финансового кризиса – об этом свидетельствует анализ деятельности рынка лизинга за 2010 год, проведенный Ассоциацией «Украинское объединение лизингодателей» и Госфинуслуг.

На протяжении 2010 года происходил стремительный рост объемов нового бизнеса. Общий портфель существующих договоров также демонстрировал постоянный рост, сообщает Пресс-служба Ассоциации «Украинское объединение лизингодателей».

Так, общая стоимость действующих договоров по состоянию на конец 2010 г. (по сравнению с 27,2 млрд. грн. в 2009 году) увеличилась на 3,3 млрд. грн. (12,1%) и составила 30,5 млрд. грн.

В отличие от критического уменьшения объемов новых договоров в 2009 г., которое составило 75% и было одним из наихудших показателей в Европе, в отчетном периоде  объем новых договоров увеличился более чем вдвое. Общая стоимость заключенных за год договоров составляет 4,97 млрд. грн., что почти вдвое превышает показатель 2009 года (2,47 млрд. грн.).

Среди объектов лизинга наибольшим спросом, как и ранее, пользовался транспорт – около 52% от общей стоимости новых договоров. Следующей по популярности является сельскохозяйственная техника, производственное оборудование, а также компьютерное и телекоммуникационное оборудование. Структура рынка по отраслям и объектам лизинга в 2010 году почти не изменилась по сравнению с предыдущим годом, что демонстрирует стабильность спроса в определенных отраслях экономики на вышеупомянутые объекты.

К сожалению, не все отрасли экономики одновременно стали возобновляться после кризиса. Рост носил в основном фрагментарный характер. Это отражается на структуре имущества, которое передается в лизинг, что непосредственно связано с наиболее быстро выздоравливающими сегментами рынка, в которых осуществляются инвестиции: сельское хозяйство, розничная торговля, логистика и транспорт.

Намного активнее лизинговые компании вели себя и с физическими лицами, предлагая населению разнообразные программы лизинга легковых автомобилей. В основном такие программы были внедрены по инициативе вендоров -  продавцов автомобилей в период все еще ограниченного банковского кредитования.

Показательным является также количество заключенных договоров, средняя стоимость действующих договоров и срок финансирования клиента. Одновременно с ощутимым увеличением количества договоров, с 16 490 до 19 573 шт.(+18.7%), средняя стоимость действующих договоров на конец в 2010 г. уменьшилась на 0,091 млн. грн. (5,5%) и составляет приблизительно 1,56 млн. грн. Это является результатом активного развития лизинга легковых автомобилей, который продуцирует большое количество новых соглашений со сравнительно низкой стоимостью.

Срок финансирования лизинга имеет тенденцию к сокращению и составляет 1–3 года.  В то же время появились соглашения сроком свыше 10 лет, что не является рыночной тенденцией, а представлено отдельными транзакциями, содержание которых государственная статистика не раскрывает. Что касается рынка лизинговых услуг в целом, то можно говорить о его разделении на два равнозначных за объемами сегменты.

К первому относятся лизинговые компании, которые собственно и формируют рынок в традиционном его понимании, то есть конкурируют за клиентуру и объемы бизнеса. Ко второму относятся лизинговые компании, которые обслуживают сугубо государственные программы по лизингу оборудования избранным секторам экономики и кептивные компании, которые обслуживают промышленные группы, к которым они принадлежат. Также достаточно четко прослеживается принадлежность компаний первой группы к разнообразным международным финансовым группам, в то время как компании второй группы принадлежат украинским и русским владельцам.

Источник: Ассоциация «Украинское объединение лизингодателей»