Prosto бурно развивается лизинг авто даже в Восточной Европе. У нас пока не так по одной причине – недостаточной осведомленности отечественного бизнеса в основных параметрах и условиях данного финансового продукта и в его налоговых преимуществах перед банковским кредитованием юрлиц (кстати, автолизинг – та сфера, которая с 1 апреля 2011 года существенно выиграет благодаря Налоговому Кодексу). Текущие аспекты лизинга авто для малого и среднего бизнеса рассмотрел Prostobiz.ua.

На Западе лизинг авто компаниями развивается все стремительнее. Достаточно привести европейскую статистику: в Италии 42% предпринимателей сейчас используют лизинг авто и лишь 18% – кредит на авто; в Великобритании (где конкуренция жестче, ибо почти все предприниматели пользуются или той, или другой услугой) аналогичное соотношение составляет 43%:35% в пользу лизинга.

Победу над кредитами «предпринимательский» лизинг одержал уже и в Ирландии, Дании, Эстонии, Чехии, Словакии, Словении. На грани «поражения от лизинга» (по числу договоров) кредиты на авто для юрлиц пребывают в Испании, Португалии, Швеции. И хотя в остальных странах Европы кредитные договора фирм пока еще численно «побеждают» лизинговые (и в целом по Европе лизингом сейчас пользуется 40% фирм, автокредитами – 44%) – но общая тенденция неумолима. К примеру, в Нидерландах при подсчете активов лизинг тоже уже победил – хоть и по числу предпринимателей, пользующихся ныне договорами лизинга и кредита, лизинг в Голландии пока заметно проигрывает (31%:50%).

Данную тенденцию прекрасно разъяснил в одной из публикаций Петер Оберауэр, генеральный директор компании Райффайзен Лизинг Аваль : «В Европе лизинг – это основной способ увеличения автопарка любой компании. Причем отсутствие капитала для развития бизнеса – это не главная причина, почему автомобили и другие активы берутся в лизинг. Большинство крупных компаний, имеющих достаточно свободных средств для приобретения основных средств также активно пополняют автопарки лизинговым транспортом. Просто для европейских предпринимателей главное не владение автомобилем, а именно пользование им. Они изначально не рассматривают вариант полной собственности и не желают использовать автомобиль на протяжении максимального срока эксплуатации. По этой причине лизинг популярен не только среди представителей малого бизнеса, но и в крупных международных компаниях. Также в Европе ценят время и деньги: вы с трудом найдете фирму, которая захочет самостоятельно регистрировать транспорт, заниматься страховками и техобслуживанием».

В Украине, к сожалению, пока не так много фирм, выбирающих упрощение документарно-страховой волокиты, уменьшение начальных выплат, перенесение ответственности за обслуживание авто на лизинговую компанию и, наконец, существенный налоговый выигрыш (особенно в свете нового Налогового Кодекса). Тем не менее, активы лизингодателей-лидеров рынка за второе полугодие 2010 года по сравнению с данными за первое полугодие увеличились порой в 2,5–3 раза:

Топ-15 лизинговых компаний по объемам активов по результатам 2010 года.

Лизингодатели

Активы, млн. грн.

ING Leasing

387

УниКредит Лизинг

326

Порше Лизинг Украина

229

ОТП Лизинг

182

ALD Automotive / Первая Лизинговая Компания

152

ВТБ Лизинг

142

Райффайзен Лизинг Аваль

103

VAB Лизинг

101

AVIS-Украина

100

Илта Лизинг

81

Евро Лизинг

41

Hypo Alpe-Adria-Leasing

38

Scania Credit

37

UKIO Banko Lizingas

17

Кредит Европа Лизинг

15

По данным Украинской Ассоциации Лизингодателей

Как видно, основную «мелодию» в ансамбле лидеров ведут лизингодатели, входящие в единую корпорацию с крупными банками, зачастую международными банковскими группами. «И банку, и лизинговой компании такое сочетание и взаимодополнение предложений обеспечивает выход на более широкую аудиторию клиентов. Возможность предоставления клиенту альтернативы в зависимости от его потребностей и предпочтений – это эффективный инструмент продаж и одно из сильных конкурентных преимуществ сегодня, которое не только позволяет идти в опережение рыночных тенденций, но также задает темп и принципиально новое качество развитию отношений с клиентом. – поясняет Людмила Золотарева, генеральный директор компании «VAB Лизинг ». Несомненно, финансист имела в виду компании-клиенты банков, которым банк может предложить в качестве альтернативы автокредиту лизинг в связанной с банком лизинговой компании.

Если говорить об отличиях базовых условий автолизинга (срок, аванс и начальные выплаты, ставка или процент удорожания) для физлиц и юрлиц – то таких отличий нет, поскольку авто вообще не находится в собственности заемщика.

Однако разница весьма возможна по автострахованию – в случае заведомого ежедневного использования транспорта для «плотных» пассажирских или грузовых перевозок полис каско, разумеется, будет дороже, чем при «непыльной» работе авто (скажем, машина директора компании, курьерская машина с городским курсированием одного человека).

Как известно, в отличие от автокредита вопрос выбора страховой компании (как и другая околокредитная «головная боль») при лизинге отпадает сам собой. «Все вопросы, связанные со страхованием, берет на себя лизинговая компания. При этом она аккредитовывает страховые компании с наиболее выгодными для клиента условиями и максимальным страховым покрытием. Лизинговая компания заинтересована в наилучших условиях страхования, так как автомобиль во время срока лизинга находится в ее собственности», – утверждает Людмила Золотарева.

Лизингодатель может оформить получение от лизингополучателя средств на страхование лизингового авто двумя способами. Первый способ – «растасовать» страховые выплаты в номинальную процентную ставку (или в принятую в лизинге ставку удорожания в год). Второй способ – лизингодатель декларирует отдельно ставку, отдельно стоимость страховки; при этом ежемесячные выплаты пересчитываются все равно с распределением страховой суммы на весь год – чем данный продукт, собственно, и интересен многим лизингополучателям: уменьшением начальных и ежегодных выплат за счет их распределения «на потом».

Существование же отдельной от страховки «заниженной» номинальной ставки при этом объясняется, скорее всего, маркетинговой выгодностью декларирования такой ставки – а также желанием лизингодателя сделать прозрачнее собственный финансовый учет (ведь страховые выплаты от лизингополучателей фактически «бесследно» протекают «сквозь» лизинговую компанию, как через посредника). Вероятно, по этим весомым причинам первый способ (декларирование высокой лизинговой ставки) у нас пока используется заметно реже второго.

То же самое касается прочих начальных сборов, как связанных с любой покупкой машины (госпошлина, «пенсионный», регистрация авто и «бывший» транспортный сбор, недавно отмененный, точнее превращенный в одноразовый налог при регистрации авто), так и «личных» сборов лизингодателя (одноразовая комиссия, комиссия за рассмотрение документов фирмы-лизингополучателя). Те немногочисленные лизинговые компании, которые включают страховые выплаты в ставку (удорожания или в процентах годовых), распределяют по ней же и различные начальные госвыплаты (выходит номинальная ставка «all inclusive»). Остальные лизингодатели (из исследованных компанией «Простобанк Консалтинг») госвыплаты прописывают все-таки отдельно от ставки – а в отношении собственных комиссий примерно поровну делятся между вовсе не имеющими никаких комиссий помимо ставки и имеющими одноразовые сборы:

Лизинг авто для МСБ. При опросе называлась марка авто Skoda Superb

Лизингодатели

Условия автострахования

Платежи лизингодателю помимо ставки

Выплаты государству

VAB Лизинг

Все страховые и государственные выплаты включены в ставку (удорожание)

Евро Лизинг

Все страховые и государственные выплаты включены в ставку

Астра Лизинг

Все страховые и государственные выплаты включены в ставку

«Ленд-лиз»

в зависимости от СК

одноразовая комиссия 2,2%

расходы на ПФ, рег. налог, регистрацию авто включены в ставку (удорожание)

Райффайзен Лизинг Аваль

5-6%

административная комиссия 1% от суммы

ПФ, рег. налог, регистрация авто

UniCredit Leasing

5,58–6,22%

одноразовая комиссия 2%

ПФ, регистрация авто (до $300), рег. налог

ЛД Лизинг

в зависимости от СК

Комиссия за рассмотрение документов 1500 грн.

ПФ, рег. налог, регистрация авто

Первая финансовая лизинговая компания

в зависимости от СК

нет комиссий

ПФ, рег. налог, регистрация авто.

Вестлизинг

в зависимости от СК

нет комиссий

ПФ, рег. налог, регистрация авто

Илта

в зависимости от СК

нет комиссий

ПФ, рег. налог, регистрация авто

По данным компании «Простобанк Консалтинг»

Что касается сроков автолизинга, то как и сроки автокредитов для МСБ они остаются в среднем по рынку крайне малыми (сравнительно с массово восстановившимся после кризиса пятилетним кредитованием физлиц почти всеми автокредиторами). В преобладающем большинстве предложений на рынке речь идет о трехлетнем автолизинге – хотя четырехлетний уже «наступает ему на пятки» (по крайней мере, в группе лизингодателей-лидеров), да и пятилетний начал оживать. «К примеру, средний срок договора автолизинга в компании VAB Лизинг – 42 месяца (три с половиной года), при этом максимальный срок – пять лет», – констатирует Людмила Золотарева.

Средние авансовые лизинговые платежи, «стартовавшие» по мере восстановления от кризиса с 50% и уверенно закрепившиеся в первом полугодии-2010 на уровне 40%, с начала 2011 год заметно упали. По крайней мере, у лидеров лизингового рынка основной цифрой теперь является начальный взнос 30%, да и декларируемый аванс «от 20%» теперь уже не редкость – что, по наблюдению гендиректора компании VAB Лизинг, существенно оживило рынок.

Однако наиболее оживляют его следующие факты и прогнозы, отмеченные Людмилой Золотаревой: «В первом квартале 2011 года как на рынке кредитования, так и на рынке лизинга наблюдалось постепенное снижение процентных ставок на один-два пункта. По прогнозам экспертов, до конца первого полугодия ожидается еще небольшая коррекция на два пункта». Если учесть, что в настоящее время распространенная номинальная ставка лизинга в инвалютах без учета страховых и государственных выплат составляет 12-14% годовых (а распространенная ставка удорожания при максимальном пятилетнем сроке достигла уровня всего в 6,5% в год в инвалютах или 10-12% в гривне, также без учета страховых и государственных выплат) – можно говорить о стремительном удешевлении данной финуслуги.

А вот разрыв между среднестатистическими кредитными и лизинговыми выплатами все так же остается существенным – ведь автокредиты тоже дешевеют. У отдельных финучреждений в марте-2011 года они достигли для МСБ 10-11% реальных годовых при сроках три и пять лет.

Базовые условия лизинга авто для МСБ (при опросе называлась марка Skoda Superb). По исследованиям компании «Простобанк Консалтинг» на 23 марта 2011 года.

Лизингодатель

Мин. аванс, % цены авто

Макс. срок, лет

Удорожание при макс. сроке, % в год

Номинальная ставка, % годовых

UAH

USD

EUR

UAH

USD

EUR

Евро Лизинг

20%

5

9,2%

страх. и госвыплаты включены

5,1%

страх. и госвыплаты включены

5,1%

страх. и госвыплаты включены

18%

10%

10%

Астра Лизинг

20%

3

10,3%

страх. и госвыплаты включены

нет услуги

нет услуги

20%

нет услуги

нет услуги

VAB Лизинг

20%

5

12%

страх. и госвыплаты включены

9%

страх. и госвыплаты включены

9,0%

страх. и госвыплаты включены

отказ сообщить

«Ленд-лиз»

20%

3

13-14%

госвыплаты включены

нет услуги

нет услуги

отказ сообщить

нет услуги

нет услуги

Вестлизинг

20%

4

7,4%

нет услуги

нет услуги

14-15%

нет услуги

нет услуги

ЛД Лизинг

30%

3

9%

нет услуги

нет услуги

отказ сообщить

нет услуги

нет услуги

Райффайзен Лизинг Аваль

30%

4

10,7%

5,8%

6,2%

20%

LIBOR (3m) + 10%

EURIBOR (3m) + 10%

UniCredit Leasing

20%

5

нет услуги

6,5%

6,5%

нет услуги

12%

12%

Первая Финансовая Лизинговая Компания

30%

4

нет услуги

6,5%

нет услуги

нет услуги

12%

нет услуги

Илта

30%

3

нет услуги

6,7%

6,7%

нет услуги

12-14%

12-14%

По данным компании «Простобанк Консалтинг»

В отношении наиболее массовых объектов автолизинга статистика проста: «конечно, самыми популярными среди клиентов МСБ являются малые коммерческие автомобили тоннажностью до трех тонн. Необходимость осуществлять перевозки на короткие расстояния в пределах города либо пригорода определяет и выбор автомобилей типа Renault Kangoo либо Renault Master, ГАЗель», – фиксирует положение дел госпожа Золотарева.

Многих вступающих на стезю получения для компании финуслуг по приобретению авто особенно волнует валютный вопрос (в свете более низких ставок в долларах и евро, чем в гривне). Гендиректор компании VAB Лизинг поделилась любопытными парадоксальными наблюдениями: «наибольшее количество лизинговых предложений на рынке сейчас именно в иностранной валюте», но «большинство лизингополучателей стараются заключить договор в национальной валюте, чтобы обезопасить себя от валютных рисков».

Впрочем, гривна побеждает в лизинге не только по этой причине: целый ряд лизингодателей оформляют автолизинг для МСБ в долларах и евро только компаниям с валютной выручкой (в частности, таковы условия Райффайзен Лизинг Аваль, UniCredit Leasing, Первой Финансовой Лизинговой Компании, Илта – отметим что три последние с одними инвалютами и работают, гривневых предложений для МСБ не имеют). А некоторые крупные лизингодатели, напротив, оперируют одной гривной и не имеют предложений в долларах и евро (Астра Лизинг, ЛД Лизинг).

Важно отметить и то, что реальная оплата при валютном лизинге происходит все равно в гривне по курсу НБУ в день платежа.

Еще один валютный аспект – возможное индексирование ставок (и, соответственно, платежей) автолизинга при изменении курса гривны или евро к доллару. Как уже отмечалось на Prostobiz.ua, существует два противоположных украинских судебных прецедента по этому вопросу – в одном случае разрешение, а в другом – запрет лизингодателю индексировать платежи. Из правовой неоднозначности следует однозначный практический вывод: порядок возможного индексирования платежей необходимо расписать в договоре лизинга, о чем позаботиться должна компания-лизингополучатель. Она же должна проследить и за прописанной в договоре возможностью официального электронного документооборота между ею и лизингодателем, что значительно ускорит ведение дел, в том числе, и при индексировании платежей. Кстати, заранее предупреждает о привязке ставки своего гривневого автолизинга к курсу гривны к доллару из исследованных нами лизингодателей только одна компания – Вестлизинг.

И наконец, крайне важным для каждой компании являются и нюансы налогообложения лизингополучателей. Как известно, финансовый лизинг для малого бизнеса хорош тем, что комиссионные выплаты по нему можно зачислять в валовые затраты, уменьшая тем самым свою базу начисления налога на прибыль – тогда как кредитным выплатам компании-заемщика это никак не грозит: они вычитаются из прибыли уже после вычета налога.

Со вступлением 1 апреля 2011 года норм Налогового Кодекса так же повезло и оперативному лизингу. На валовые расходы можно будет зачислять 100% платежей по оперативному лизингу (ранее было 50%) – что, по мнению экспертов, может совершить революцию на рынке оперативного лизинга, слабо востребованного сейчас корпоративными клиентами именно из-за негативных налоговых последствий.

Кроме того, с 1 апреля Налоговый Кодекс позволит при финансовом лизинге амортизировать за три года до 100% его стоимости (ранее – за пять лет) – что важно, поскольку объект лизинга засчитывается в число основных фондов лизингополучателя.

А помимо того, целый ряд позитивных нововведений Налогового Кодекса (вступивших в силу 1 января 2011 года и вступающих в силу 1 апреля 2011 года) касаются налогообложения лизинговых компаний.

Например, Кодекс с 1 января разрешил относить на налоговый кредит 100% от НДС, уплаченного при покупке авто лизингодателем при передаче его в оперативный лизинг – ранее этот налог лизингодатели не имели права отнести на налоговый кредит и, разумеется, перекладывали НДС по машине «на плечи» лизингополучателя, что удорожало услугу. Не менее «освобождающие от бремени» нововведения касаются и налогообложения оборотов лизингодателей по финансовому лизингу.

В итоге, с 1 апреля 2011 года расходы предпринимателей на лизинг автомобилей могут уменьшиться, как минимум, на 20-25% благодаря нормам Налогового кодекса, – отмечают эксперты.

Автор: Олег Кочевых