Институт правовой политики считает, что Постановление НБУ №22 должно быть отмененоПостановление Национального банка Украины № 22 от 31.01.2011 г. в части усиления финансового мониторинга при идентификации граждан, в частности, относительно требований о предоставлении дополнительной, чем определенная законом, информации, противоречит Конституции Украины и специальным законам, регулирующим данные правоотношения, а, следовательно, должна быть отменена и исключена Министерством юстиции Украины из Единого госреестра нормативно-правовых актов.

Такой вывод сделали эксперты Института правовой политики, проанализировав указанное постановление НБУ.

Как говорится в сообщении, размещенном на сайте Института, cогласно этого Постановления банки теперь при идентификации физических лиц обязаны формировать и вести электронные анкеты клиентов, в которых, помимо паспортных данных, идентификационного кода, места работы и контактного телефона, граждане должны указать адрес, все счета, открытые в других банках, предоставить характеристику своего финансового состояния, указав при этом недвижимое имущество и ценное движимое имущество, принадлежащее им на праве собственности. Кроме того, клиенты — физические лица обязаны рассказать об источниках своих доходов, а также предоставить информацию о своей принадлежности к публичным деятелям или к связанным с ними лицам.

В обоснование своих выводов эксперты, в частности, ссылаются на то, что статья 32 Конституции Украины не допускает сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

Кроме того, статья 9 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» предусматривает, что в целях идентификации физического лица банки устанавливают: фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер паспорта (или другого документа, удостоверяющего личность), дату выдачи и орган, его выдавший. При идентификации выясняют место жительства или место пребывания физического лица, идентификационный номер. При этом, согласно части 3 статьи 9 настоящего Закона, идентификация клиента осуществляется банком исключительно в случае: установления деловых отношений с клиентами; возникновения подозрения в том, что финансовая операция может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма, проведением финансовой операции, подлежащей обязательному финансовому мониторингу (в частности, если финансовая операция превышает 150 000 гривен).

Таким образом, по мнению экспертов, статья 9 указанного выше Закона устанавливает исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть сообщены (предоставлены) физическим лицом банку при осуществлении финансовых операций и случаи, когда такая идентификация осуществляется.

Эксперты Института также обращают внимание на то, что в рекомендациях FATF, на которые ссылаются в НБУ, также отсутствуют указанные выше противоречивые требования по предоставлению дополнительной, не предусмотренной законом информации при идентификации физических лиц, содержащиеся в Постановлении № 22.

FinBrok.in.ua

Добавить комментарий

Пожалуйста, помните о том, что содержание Вашего комментария может задеть чувства других людей. Сообщения рекламного характера, гиперссылки на другие сайты, оскорбления и ненормативная лексика будут модерироваться или удаляться.

Защитный код
Обновить

   

   

 

На сайте: 

Курсы валют

Словарик финансовых терминов

Отдохни - лучшие анекдоты о деньгах и финансах

Это интересно