Парламентарии предлагают провести медицинскую реформу в 4 этапаЗдоровье нации и, соответственно, уровень отчислений в медицинскую сферу всегда считались одними из показателей благосостояния государства наравне с размером валового внутреннего продукта или инвестиций в экономику. В своё время практически все развитые страны мира успешно провели медицинскую реформу. И практически везде фундаментом сферы здравоохранения является медицинское страхование, но при этом государство сохраняет своё влияние как контролёр и гарант медобеспечения для малоимущих.

В Германии, например, некоторые граждане, могут отказаться от государственного медицинского страхования при условии, что они застрахованы в частной страховой компании. При этом сохраняется условие государственного контроля качества услуг.

А вот во Франции государственная система обязательного страхования не обеспечивает 100% покрытия стоимости лечения, что, в свою очередь, заставляет население обращаться к системе коммерческого медицинского страхования. Аналогическая система действует и в Великобритании.

В США медицинская помощь осуществляется практически всегда на платной основе, но пенсионеры, малоимущие и инвалиды получают её за счёт бюджета по государственным программам « Medicare» и « Medicaid».

В Украине же, лишь в этом году запустили пилотную систему реформирования — в Киеве и трёх областях: Днепропетровской, Донецкой, Винницкой. Она рассчитана на три года. Результаты этого эксперимента проанализируют в 2013–2014 гг., после чего после положительных результатов начнут внедрять систему по всей стране. Впрочем, действие пилотных проектов сводится, скорее, к реструктуризации лечебных учреждений: созданию центров первичной и экстренной медицинской помощи, а позже – госпитальных округов.

Закон обещают до конца года

Отечественная медицина страдает от существенного недофинансирования. «В бюджете лечебного учреждения зарплата персонала и начисления на неё составляют, как минимум, 80%. Около 15-20% — оплата коммунальных услуг и т. д. При этом в день на медикаменты и питание выделяют копейки: 1,30 грн и 0,6–0,7 грн соответственно. Без дополнительных источников финансирования не обойтись. И мощным источником могло бы стать медстрахование»,— говорит Владимир Зеленый, заслуженный врач Украины.

Между тем, в Верховной Раде этой осенью наконец-то собираются рассматривать законопроект «О финансировании здравоохранения и обязательном социальном медицинском страховании в Украине».

Парламентарии предлагают провести медицинскую реформу в 4 этапа. На первом признать застрахованными лицами только работоспособное население, в т. ч. самозанятое население и работающих пенсионеров (14 и 2 млн. чел. соответственно). При этом, как предполагают, страхователем для нанятых работников будет выступать работодатель, который оплачивает страховые взносы за счёт фонда оплаты труда, но не больше 1,5 – 2%. Для самозанятых – органы местного самоуправления, которые будут вносить страховые взносы за счёт единого налога. Авторы законопроекта предусматривают увеличение единого налога на аналогичную сумму – 30–35 грн. в месяц. Система охраны труда получит дополнительно около 5,6 млрд грн.

На втором этапе планируют ввести страховые взносы за счёт доходов граждан в размере 30–35 грн. в месяц и увеличить сборы с самозанятых лиц до 60–70 грн., что позволит привлечь дополнительные деньги. в систему здравоохранения — ещё 11,2 млрд грн.. Одновременно предлагается снизить налог на доходы физлиц до 13% (сейчас – 15%).

Третий этап предполагает за счёт бюджета внедрение детского государственного страхования, страхования пенсионеров, солдат срочной службы и т. д. Страхователем этих категорий будет государство, а страховые выплаты будут осуществляться за счёт Фонда медицинского страхования Украины.

И, наконец, на четвёртом этапе, постепенно будут увеличивать размер страховых отчислений для работодателей и работников до 3-4% от размера зарплаты для каждого. «На начальном этапе средства большие не нужны, можно за счёт оптимизации получить определённую экономию – это раз. А во-вторых, система общеобязательного государственного страхования даст нам дополнительный финансовый ресурс… Обязательная страховка должна быть рассчитана на элементарные вещи: то есть один пакет услуг, гарантированный конституцией, должен предоставляться бесплатно. Более сложные виды лечения и медицинской помощи должны покрываться за счёт страховых компаний»,— комментирует Валерий Коновалюк – член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения и один из авторов законопроекта.

В общем, надеются, что дополнительное финансирование медицины составит почти 25 млрд. грн. Для сравнения, сегодня, по словам Татьяны Бахтеевой, главы Комитета ВР по вопросам охраны здоровья, на здравоохранение из бюджета выделяется около 30–40 млрд. грн.

Обязательное медстрахование – через 3 года

Важная роль отводится добровольному медицинскому страхованию. Эксперты считают, что страховщики смогут обеспечить дополнительный контроль собранных денег. «Страховые компании заинтересованы в том, чтобы больной получал качественное доступное лечение. Каждую гривну отчислений, которые будут идти на покрытие расходов в больницах, они будут контролировать, как эти деньги используются и насколько эффективно»,— говорит эксперт.

В профильном комитете Верховной Рады уверены, что существующая система здравоохранения будет готова к внедрению медицинского страхования к 2014 г. Это подтвердил и министр здравоохранения Александр Анищенко. Чиновники надеются получить результат от внедрения пилотных проектов, изучить сначала их, а уже потом распространять этот опыт на всю страну.

Впрочем, далеко не все участники рынка согласны с таким продвижением медицинской реформы. Анатолий Чубинский, генеральный директор СК «НАФТАГАЗСТРАХ», считает что, оттягивая внедрение обязательного медицинского страхования, страна теряет и опыт, и деньги. «Сначала нужно создать систему, а уж потом ее совершенствовать. Яркий пример – система налоговых органов, которая у нас функционирует уже 15 лет. Ее создали, постоянно совершенствовали, и сейчас она функционирует практически в автоматическом режиме»,— говорит Чубинский.

Его поддерживает и Александр Залётов, председатель Лиги страховых организаций Украины: «Если двигаться такими шагами, то целые поколения людей, которые отметили недавно 20-летие независимости, ещё на 20 лет останутся поколением, необеспеченным медицинским страхованием. Поэтому, на мой взгляд, нужно внедрять медицинское страхование как можно скорее, и использовать те инструменты, которые имеем сегодня».

Мирослав Вовк

По материалам: FINANCE.UA

   

   

 

На сайте: 

Курсы валют

Словарик финансовых терминов

Отдохни - лучшие анекдоты о деньгах и финансах

Это интересно