Страховые агенты, предлагающие полисы страхования гражданской ответственности, будут в обязательном порядке повышать свою квалификацию. Обучать их должны будут страховщики.
Такие нововведения предусмотрены разработанным Нацкомфинуслуг проектом квалификационных требований к страховым агентам, необходимых для осуществления посреднической деятельности по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО).
Квалификационными требованиями предусмотрен минимальный уровень знаний, которым должен обладать страховой агент:
знать основные принципы страхования и посреднической деятельности в сфере ОСАГО в соответствии с действующим законодательством Украины (Гражданским Кодексом, Законами “О страховании”, “Об ОСАГО”, Постановление КМУ № 1523 от 18.12.1996 и другие);
знать особенности заключения внутренних и международных договоров ОСАГО;
уметь составлять отчетность о заключенных договорах обязательного страхования гражданско-правовой ответственности;
знать основные приемы организации работы страхового агента, в частности, порядок организации работы страхового агента со страховщиками и страхователями;
иметь навыки работы с компьютером.
Страховщики, в свою очередь, обязаны будут проводить качественную подготовку страховых агентов и осуществлять проверку их знаний. Для этого в страховых компаниях будут разрабатываться ежегодные планы образовательных мероприятий и практикумов для агентов. Проверку соответствия страхового агента квалификационным требованиям будут осуществлять сотрудники страховщика, утвержденные руководством страховой компании.
Страховые агенты, которые не смогут пройти проверку знаний и навыков, имеют право пройти повторный курс обучения.
Помимо обязательных знаний, агент должен соответствовать таким требованиям:
иметь полное общее среднее образование или профессионально-техническое образование и опыт работы не менее 2-х лет, либо иметь базовое или полное высшее образование;
быть внесенным в реестр МТСБУ;
не иметь установленного в судебном порядке запрета занимать соответствующие должности или осуществлять деятельность, связанную с предоставлением финансовых услуг;
иметь действующий договор поручения со страховщиком — членом МТСБУ, предусматривающий осуществление посреднической деятельности по ОСАГО.
Для внесения в реестр МТСБУ страховой агент должен пройти проверку соответствия квалификационным требованиям, а также предоставить оригиналы документов: паспорта, трудовой книжки, документов об образовании. Кроме того, нужна информация об отсутствии юридических ограничений относительно деятельности по предоставлению финансовых услуг.
Все перечисленные требования распространяются на страховых агентов-физлиц, страховых агентов-физлиц, зарегистрированных как субъекты предпринимательской деятельности (СПД) и сотрудников страховых агентов-юрлиц, в чьи обязанности входит оказание посреднических услуг в сфере ОСАГО.
В Нацкомфинуслуг полагают, что принятие таких квалификационных требований улучшит защиту прав потребителей в сфере ОСАГО. Проект соответствующего распоряжения опубликован на веб-сайте Комиссии. Чиновники ждут предложений и замечаний к проекту документа в течение месяца с момента его опубликования.